Банки подобного типа занимаются самыми разнообразными видами деятельности, при этом они проводят традиционные для банков операции по кредитованию, организации расчетов в наличной и безналичной формах, хранят и приумножают денежные средства клиентов, эмитируют платежные средства. Кроме того, они управляют золотовалютными резервами страны, анализируют и прогнозируют состояние национальной экономики, выполняют надзорную и контрольную функции [27, с. 7-8]. Центральные банки располагают собственными технологическими центрами, информационными системами, что позволяет им собирать и обрабатывать необходимую статистическую информацию.
Центральные банки являются главным звеном банковской системы любого государства. Они носят различные названия, например: Федеральная резервная система (США), Банк Японии; народные, государственные, эмиссионные. Первым банком, осуществившим эмиссию, является Банк Стокгольма, который в 1650 г. выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, распространившиеся на всей территории королевства Швеции наравне с другими видами денег. Первым же эмиссионным банком является Банк Англии, созданный в 1694 г., выпускающий банкноты и учитывающий коммерческие векселя. Позже за Центральными банками закрепилась роль казначея государства и посредника между государством и коммерческими банками. Капитал этих банков в настоящее время полностью или частично принадлежит государству, а сами банки являются проводниками денежно-кредитной политики государства.
Взаимодействие между Центральным и коммерческими банками (банковской системой) регулируется законом о Центральном банке и законом о банковской деятельности, в которых определены основные права и обязанности кредитных институтов в отношении
центрального банка.
Основным признаком классификации центральных банков является степень независимости их денежной политики, которая складывается под влиянием различных объективных и субъективных факторов. Субъективными являются факторы, сформированные под влиянием сложившихся между центральным банком и правительством взаимоотношений, в которых многое зависит от неформальных контактов руководителей. Из множества объективных факторов для оценки независимости выделяют пять наиболее важных:
1) степень участия государства в капитале Центрального банка и его прибылях;
2) порядок назначения или выбора руководства;
3) цели и задачи банка, отраженные в законодательстве;
4) права государства по отношению к денежно-кредитной политике;
5) порядок регулирования прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком.
Рассмотрим наиболее важные проявления этих факторов.
Относительно фактора оценки – при проведении денежно-кредитной политики состав собственников капитала
Центрального банка не влияет на его независимость.
Порядок выбора, назначения и в особенности отзыва руководства Центрального банка страны оказывают заметное влияние на степень его политической независимости от органов государственного управления.
Отражение в законодательстве целей и задач Центрального банка определяет рамки свободы его деятельности и законодательно установленные полномочия. В большинстве стран это находит отражение в Конституции и законах о банковской деятельности (Австрия, Германия, Дания, Нидерланды, Россия, Франция, Швейцария и Япония). В других странах (например, США, Швеция, Италия) формулировки задач даны лишь в общих чертах, что также сохраняет независимость банков.
В зависимости от того, установлены ли в законе права государственных органов отклонять решения руководства Центрального банка, а Центрального банка – координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования, во многом определяется и политическая независимость Центрального банка. Отрицательными примерами здесь могут служить Центральные банки Франции и Италии, где они выступают лишь в роли консультанта правительства; государственные органы Великобритании, Нидерландов, Швеции и Японии активно вмешиваются в политику Центрального банка; в Австрии и Дании Центральные банки находятся на несколько высшем уровне независимости. Наиболее независимыми являются Центральные банки ФРГ и Швейцарии.
Наличие законодательного ограничения кредитования правительства влияет на экономическую и политическую независимость Центральных банков. Этот фактор значим, если действует система непосредственного финансирования правительства Центральным банком. Она имеется в большинстве развитых стран, кроме Великобритании и США, распространяющих государственные займы на открытых рынках.