Стартовым началом в деятельности любого банка являются различного рода юридические нормы и документы, разрабатываемые самим банком: устав банка, разрешение на совершение им определенных операций и др. В дополнение к юридическим нормам банки самостоятельно формируют свою методическую базу.
В условиях переходного периода многие инструкции Центрального банка бывшего Союза ССР оказались непригодными, пакет новых методических указаний и положений по порядку совершения тех или иных операций все еще находится в стадии формирования.
Поэтому недостаточное методическое обеспечение – необходимый компонент банковской инфраструктуры – отрицательно сказывается на деятельности всей банковской системы. Ситуация усложняется тем, что отечественные коммерческие банки обладают своей особенностью – они практически не имеют унифицированных подзаконных актов, что вынуждает их проводить операции на базе собственных методик и положений.
Естественно, это усложняет работу кредитных учреждений, может вызвать ошибки и затруднить защиту интересов клиентов банка, а также достижение их собственных целей.
В условиях рынка банкам необходимо значительную часть своих ресурсов направлять на развитие научного обеспечения, которое все еще не следует считать оформившимся блоком банковской инфрастуктуры. Научное обеспечение необходимо не только в отношении отдельных банков, оно затрагивает всю банковскую систему.
В нашей стране на начало 1995 г. еще не были сданы научные центры с широким представительством, а сама деятельность научных работников нуждалась в необходимой координации. Длительный период отдельные коммерческие банки не содержали в своих структурных подразделениях аналитиков, которые могли бы проводить исследования рынка банковских услуг и эффективности банковских операций.
Сегодня практически в каждом коммерческом банке работают аналитики, исследующие рынок банковских услуг и пути повышения эффективности выполнения банковских операций.
Крупные банки и межбанковские объединения формируют специальные научные структуры, к которым относятся научно-исследовательские институты и аналитические центры. Анализ рынка, разработка новых банковских продуктов, совершенствование организации труда, совершенствование банковских операций позволяют банкам устоять в конкурентной борьбе, избегать ошибок и в целом – повысить надежность и эффективность своей работы.