Сущность финансовой политики

Политика охватывает все направления деятельности государства. Главная задача финансовой политики — обеспечение соответствующими финансовыми ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Финансовая политика — это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Однако не следует привязывать финансовую политику только к экономической политике. dollar1Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений. Финансовая политика имеет самодовлеющее значение, и в то же время она является важнейшим средством реализации политики государства в любой области общественной деятельности, будь то экономика, социальная сфера или международные отношения.

Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь ясную программу общественного развития с выделением интересов всего общества или отдельных его групп, характеристикой перспективных и более близких задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать и успешно проводить финансовую политику, и дать ее объективную оценку.

Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно-исторические условия и особенности жизни.

Финансовая политика, прежде всего, направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов, так как они — материальная база любых преобразований. Значит, для определения и формирования финансовой политики нужна достоверная информация о финансовом положении государства, его финансовом потенциале, т.е. объективных возможностях государства. В правовом демократическом государстве показатели финансовой статистики должны быть достоянием широкой общественности; финансовая отчетность также должна быть регулярной, своевременной и доступной.

В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя финансовая политика государства решают одну главную задачу — обеспечение сохранения и упрочения существующей в данном государстве системы общественных отношений.

В период революционных изменений политические силы, заинтересованные в изменении сложившейся системы, проводят политику, направленную на разрушение действующей системы и формирование новой системы общественных отношений.

В основе распределения и перераспределения финансовых ресурсов лежит выбор субъектов — владельцев и распределителей финансовых ресурсов, выбор приоритетных направлений использования финансовых ресурсов, а также источников и методов формирования финансовых ресурсов и степени их централизации в руках государства.


Эти задачи решаются в зависимости от сущности и функций государства.

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

— выработку научно обоснованных концепций развития финансов;

— определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;

— осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия — долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Существует три основных типа финансовой политики: классическая, планово-директивная и регулирующая.

Основой классической финансовой политики является признание минимальной роли государства в функционировании экономики.

Рынок рассматривался как саморегулятор экономического роста. Государству отводилась функция «ночного сторожа», что должно привести к минимизации общественных расходов.

Планово-директивная политика предопределяет ведущую роль натуральных показателей плана, распределение денежных ресурсов в системе государственных финансов, государственных предприятий и отраслевых министерств в соответствии с жестким планом, централизацию и перераспределение через бюджет большей части финансовых ресурсов.

Регулирующая финансовая политика (основоположник Дж. М. Кейнс) предполагает вмешательство государства в развитие экономики с помощью специальных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, процентных ставок и т.д.)

Финансовую политику можно классифицировать не только по содержательному признаку, но и по другим критериям:

по территориальному критерию выделяют общегосударственную, региональную и местную финансовую политику;

по временному критерию финансовая политика делится на финансовую стратегию и финансовую тактику. Финансовая стратегиядолговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов;

в зависимости от объектов воздействия выделяют финансовую политику в сфере государственных и муниципальных финансов, в сфере функционирования субъектов хозяйствования.