Безналичные расчеты между предприятиями

Все безналичные расчеты, осуществляемые предприятиями (организациями), можно разделить на две группы:

— расчеты по обязательствам предприятия (организации) перед бюджетом, внебюджетными фондами (обязательные отчисления в Пенсионный фонд, фонд занятости и т.д.) и другие тому подобные платежи;

— расчеты по товарным операциям и хозяйственным договорам.

Выбор же конкретной формы расчетов является правом хозяйствующих субъектов. В связи с этим форма и порядок расчетов являются неотъемлемым элементом любого хозяйственного договора.

Поскольку платежи в бюджет и внебюджетные фонды производятся, как правило, посредством платежных поручений и с этой точки зрения достаточно просты, далее рассматриваются более подробно формы безналичных расчетов по товарным операциям и хозяйственным договорам.

Классификации форм безналичных расчетов по товарным операциям и хозяйственным договорам

1) Относительно факта свершения сделки (отгрузки продукции, товаров и т.д.):

— предварительная или авансовая оплата продукции (товаров, работ и услуг);

— оплата по факту свершения сделки.

2) С точки зрения условий оплаты сделки:

— акцептная форма расчетов;

— безакцептная форма расчетов;

— аккредитивная форма расчетов (предварительное резервирование средств для оплаты сделки);

— плановые платежи;

— зачет взаимной задолженности (взаиморасчеты).

3) По используемым платежным средствам:

— без использования платежных средств (расчет

платежными требованиями, поручениями и др.);

— чековая форма расчетов;

— вексельная форма расчетов.

4) По источникам средств, привлекаемым для финансирования сделки:

— за счет собственных средств предприятия (организации);

— за счет кредитов и других заемных средств;

— за счет средств клиента (при посреднической деятельности).

Предварительная оплата и плановые платежи производятся с использованием платежных поручений.

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия (организации) банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия (организации). Платежные поручения действительны в течение 10 дней со дня выписки, при этом день выписки в расчет не принимается. Платежные поручения принимаются банком к исполнению только при наличии средств на счете плательщика, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

Платежные поручения по договоренности сторон, участвующих в сделке, могут быть срочными, досрочными и отсроченными. Платежные поручения используются в следующих случаях:

— предварительная (авансовая) оплата продукции (товаров, работ и услуг);

— оплата по факту отгрузки продукции (товаров), выполнения работ и оказания услуг;

— плановые платежи;

— оплата с отсрочкой платежа;

— перечисление денежных средств отдельным гражданам (например, заработной платы, алиментов и т.п.) через предприятия связи;

— перечисление налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды).

Предварительная (авансовая) оплата

Если условиями договора предусмотрено, что плательщик должен произвести предварительную оплату продукции (товаров, работ, услуг), размер которой определяется договором, то он должен направить в обслуживающий его банк платежное поручение на получателя. На основании этого платежного поручения банк списывает соответствующую сумму со счета плательщика и зачисляет ее на счет получателя.

Акцептная форма расчетов

При использовании этой формы расчетов поставщик, отгрузив продукцию (выполнив работы, услуги), выставлял («на инкассо») в обслуживающий его банк платежное требование на плательщика и копии отгрузочных документов, т.е. поручал банку произвести оплату этого платежного требования. Банк поставщика передавал платежное требование в банк плательщика, последний — самому плательщику. Если плательщик отказывался от оплаты (в связи с нарушениями или невыполнением отдельных условий договора), то он должен был в течение 3-х дней, не считая дня получения платежного требования, направить в банк заявление об отказе от акцепта (отказ от оплаты). Если в течение этого срока банк плательщика не получал от последнего заявления об отказе акцепта, то он по умолчанию считал, что согласие на оплату (акцепт) плательщиком дано, и перечислял соответствующую сумму поставщику, о чем плательщик извещался выпиской банка.

Схематично акцептную форму расчетов можно представить следующим образом (рис. 12.11):

Безакцептная форма расчета

В настоящее время безакцептное (без согласия предприятия) списание средств с расчетного счета плательщика производится в соответствии с действующим законодательством в следующих случаях: — штрафные санкции к предприятию (организации) со стороны налоговых органов и внебюджетных фондов;

— штрафные санкции к предприятию (организации) по

решению суда;

— оплата железнодорожных тарифов, электроэнергии, водоснабжения и т.п.;

— оплата услуг банка за расчетно-кассовое обслуживание.

При расчетах между предприятиями (организациями) по хозяйственным договорам (товарным операциям) указанная форма в настоящее время не используется.

Аккредитивная форма расчетов

Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента (предприятия, организации) в пользу контрагента клиента по договору. По этому договору банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия произвести такой платеж другому банку при условии предоставления ему поставщиком документов, предусмотренных аккредитивом, а также при выполнении других условий аккредитива.


Отдельный аккредитив открывается для расчетов только с одним поставщиком (контрагентом). Схематично аккредитивную форму расчетов можно представить следующим образом (рис. 12.13).

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву определяются договором между плательщиком и поставщиком, который должен содержать следующую информацию:

— наименование банка-эмитента;

— вид аккредитива и способ его исполнения;

— способ извещения поставщика о выставлении аккредитива;

— полный перечень документов, представляемых поставщиком для получения денег по аккредитиву,

Могут открываться следующие виды аккредитивов:

— покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные) аккредитивы;

— отзывные или безотзывные аккредитивы.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет средства плательщика (собственные или заемные) в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк). Банк поставщика (исполняющий банк) зачисляет эти средства на специальный балансовый счет на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

При использовании непокрытого аккредитива средства остаются в банке-эмитенте. При наличии между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать сумму аккредитива со счета банка-эмитента.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив считаете отзывным.

Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован без предварительного согласия поставщика (например, в случае несоблюдения условия договора, отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву и т.д.).

Об изменениях условий отзывного аккредитива плательщик доводит до сведения поставщика только через банк-эмитент, который извещает банк поставщика, а последний — самого поставщика. При этом исполняющий банк обязан оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщикам и принять банком поставщика до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого открыт. Поставщик также может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

Преимущества аккредитивной формы расчетов:

— ускорение сроков расчетов для поставщиков;

— наличие гарантий у плательщика (оплата под конкретную поставку), у поставщика (оплата поставки гарантирована депонированными под нее средствами).

Недостаток аккредитивной формы расчетов заключается в замедлении оборачиваемости оборотных средств для плательщиков в связи с тем, что аккредитив выставляется на довольно значительный (до одного месяца) срок.

Плановые платежи

Плановые платежи как форма безналичных расчетов применяются в следующих случаях:

— контрагентов договора не устраивают ни предоплата, ни оплата по факту свершения сделки;

— сделка реализуется в течение длительного периода, и оплата ее осуществляется в течение этого периода, как правило, равными долями в независимости от ритма поставок;

— объем сделки при заключении договора известен приблизительно и может уточняться в ходе ее реализации.

Осуществляются плановые платежи с использованием платежных поручений.

Зачет взаимной задолженности

Использование данной формы безналичных расчетов предполагает, что между участниками сделки имеется взаимная задолженность, которая погашается не путем перечисления денежных средств через банки, а посредством зачета взаимных требований, что способствует ускорению расчетов.

Например, предприятие «А» в соответствии с договором отгрузило предприятию «В» продукцию. По другому договору предприятие «В» оказало предприятию «А» услуги. Если оба предприятия придут к соглашению о зачете взаимной задолженности, т.е. предприятие «А» засчитает полностью или частично оказанные со стороны предприятия «В» услуги в оплату отгруженной ему продукции, а предприятие «В» — наоборот, и это соглашение будет оформлено соответствующим протоколом или актом, то данная ситуация сводится по существу к бартерной операции.

Чековая форма расчетов

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает ничем не обусловленное письменное поручение обслуживающему его банку перечислить определенную сумму, указанную в чеке, с его счета на счет получателя средств (чекодержателя).

Расчетный чек вручается плательщиком-чекодателем поставщику-чекодержателю для предъявления его в банк, ведущий счет чекодателя, для оплаты.

Расчеты чеками между предприятиями производятся в пределах депонированных на эти цели на специальном счете средств. Оплата чеков производится с этого специального счета. В качестве покрытия чека в банке чекодателя могут служить: — средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;

— средства на соответствующем счете чекодателя, но не свыше суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чека.

Для обеспечения платежей по чекам вместе с заявлением на выдачу чека предприятия представляют в банк платежное поручение на соответствующую сумму для депонирования ее на отдельном счете.