Структура финансовой системы страны

Финансовая система общества — это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование финансовых ресурсов для удовлетворения соответствующих потребностей общества в целом.

В зависимости от реализуемой государством экономической политики, финансовая система общества может иметь один из следующих типов:

банковский тип, при котором основная часть национального дохода страны перераспределяется через рынок ссудных капиталов (финансовая система данного типа, представленная в большинстве стран Европы, характеризуется тем, что, аккумулируя значительную часть свободных финансовых ресурсов юридических и физических лиц, банки уже от своего имени распределяют их с использованием механизмов кредитования или прямого инвестирования, в том числе — путем операций на фондовом рынке);

рыночный тип, при котором аналогичную роль в перераспределении национального дохода выполняет фондовый рынок (данный тип финансовой системы характерен, прежде всего, для США, Канады, некоторых других стран);

бюджетный тип, при котором основная часть национального дохода в централизованном порядке перераспределяется государством через систему бюджетов и внебюджетных фондов (финансовая система данного типа, используемая, в частности, Россией, Швецией, Китаем, некоторыми другими странами, характеризуется жестким налоговым прессингом и высоким удельным весом государственной собственности в экономике).

Несмотря на то, что финансовая система — это совокупность объективно существующих финансовых отношений, тем не менее, на состав ее сфер влияют степень развития этих отношений в обществе и развитие научных взглядов по вопросам сущности финансов.

Мы будем рассматривать роль субъекта в общественном воспроизводстве как тот основной классификационный признак, в соответствии с которым финансовые отношения подразделяются на две большие группы (рис. 3.1):

финансы субъектов хозяйствования;

государственные и муниципальные финансы.

Блок «Государственные и муниципальные финансы» относится к централизованным финансам и используется для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения хозяйствующих субъектов относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Каждая сфера финансовых отношений в свою очередь состоит из совокупности финансовых звеньев. Так финансы хозяйствующих субъектов объединяют финансы коммерческих, некоммерческих организаций и финансы индивидуальных предпринимателей.

Государственные и муниципальные финансы включают бюджетную систему и государственный кредит.

Финансы субъектов хозяйствования выступают исходной сферой финансовой системы, именно в этой сфере происходит формирование первичных финансовых ресурсов, и начинаются процессы распределения и перераспределения стоимости. Субъекты хозяйствования образуются и действуют в определенных организационно-правовых формах, закрепленных законодательством.


Организационно-правовые формы функционирования субъектов хозяйствования определены Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).

В соответствии с организационно-правовой формой в составе финансов коммерческих организаций выделяются: финансы акционерных обществ (открытых и закрытых), финансы хозяйственных товариществ, финансы обществ с ограниченной ответственностью, финансы производственных кооперативов, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий. В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно-правовой формой выделяют финансы учреждений, финансы потребительских кооперативов, финансы общественных и религиозных организаций (объединений), финансы фондов и т.п.

Рис. 2.1. Структура

финансовой системы Российской Федерации Финансы индивидуальных предпринимателей специфичны, поскольку в хозяйственный оборот предпринимателей вовлекаются их личные доходы и накопления, и наоборот, предпринимательский доход может использоваться не только на ведение и расширение дела, но и на личное потребление.

В составе сферы государственных и муниципальных финансов применительно к России можно выделить следующие организационные формы бюджетов, которые соответствуют уровню власти либо местного самоуправления: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты) и местные бюджеты. Все эти бюджеты функционируют автономно. Таким образом, структура бюджетной системы Российской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.

Основные средства концентрируются в федеральном бюджете.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительных ресурсов приоритетных отраслей экономики. Важнейшими среди них являются: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.

Государственный кредит представляет собой форму кредитных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает, главным образом, в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственного внутреннего долга определяет Федеральное Собрание Российской Федерации, которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Задача состоит в том, чтобы бюджетные дефициты покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридических и физических лиц, как это имеет место в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой.

Следует отметить, что некоторые экономисты в составе финансовой системы страны выделяют страхование, считая, что страхование можно рассматривать в составе финансов, как экономической категории. Широкое распространение получило мнение о том, что с развитием страхового дела, демонополизацией страхового рынка, усилением потребности в страховании, оно может рассматриваться как вполне самостоятельная экономическая категория и не входит в состав финансовой системы как сфера финансовых отношений.