ЗАЧЕТ ВЗАИМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

Сложная система хозяйственных связей имеет многочисленные встречные потоки движения материальных и товарных ценностей. Данную ситуацию можно разрешить такой формой безналичных расчетов, как зачет взаимных требований, то есть перечисление счета одной организации на счет контрагента только разницы (сальдо) встречных требований. Основное преимущество рассматриваемой формы расчетов – простота и экономичность расчетов, поскольку происходит резкое сокращение движения средств, которые требуются лишь в сумме разницы, оставшейся после зачета.

Зачеты взаимных требований бывают постоянные и разовые. Посто­янно действующие периодические расчеты производят обычно один раз в десять дней между двумя хозяйственными организациями на основе встречных примерно равных по сумме поставок. Оба участника зачета ведут у себя счета взаимных расчетов, учитывая на них все суммы к платежам. Эти до­кументы в банк не сдаются, а направляются сразу покупателю с отражени­ем их суммы на счете взаимных требований. Стороны периодически выве­ряют счета, устанавливают, в чью сторону имеется сальдо, выписывают на эту сумму либо платежное поручение, либо иной расчетный документ, ко­торый совершает традиционный кругооборот.

Разовые зачеты взаимных требований между двумя юридическими лицами производятся при наличии претензий одной из сторон. Незачтен­ный остаток средств погашает сторона, которая должна оплатить большую сумму.

J0222015Зачет взаимных требований широко применялся в России в период плановой модели экономики 1933-1987 гг. В этот период наибольшее распространение получили зачеты через отделы взаимных расчетов (ОВР), создававшихся в крупных организационных структурах, например, в министерствах, для зачета среди предприятий одного министерства. Такой подход позволил рационализировать платежный оборот. В современный период все хозяйст­венные предприятия могут осуществлять взаимозачеты через клиринговые центры (палаты), которые обычно создаются банками на акционерных началах, на условиях взаимной выгоды с целью ускорения и рационализации платеж­ного оборота.