Органы управления финансами

Управление финансами осуществляют, прежде всего, высшие органы государственной власти и управления – Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент Российской Федерации. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.

Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Современные задачи и функции Министерства финансов Российской Федерации определены законодательством, в котором предусмотрено разграничение нормотворческих и надзорных функций, функций по управлению федеральной собственностью между отдельными органами исполнительной власти.

Нормотворческие функции осуществляют федеральные министерства, надзорные и управленческие — федеральные службы и агентства.

Таким образом, в настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Федеральные службы, подчиненные Министерству финансов РФ

Кроме федеральных служб имеется Центральный аппарат, включающий следующие департаменты: Департамент бюджетной политики; Департамент бюджетной политики в отраслях экономики; Департамент бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа; Департамент межбюджетных отношений; Департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов; Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики; Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности; Департамент финансовой политики; Правовой департамент.

Основными задачами Министерства финансов являются:

· разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики;

· составление проекта и исполнение федерального бюджета;

· обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;

· исполнение в пределах своей компетенции федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

· лицензирование деятельности страховых организаций и осуществление надзора за их деятельностью; ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

· концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей; совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;

· осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Особую роль в системе управления финансами играет Федеральное казначейство.

Необходимость его создания в 1992 г. была вызвана: банковской реформой, в результате которой средства федерального бюджета оказались рассредоточены в разных кредитных организациях; отсутствием автоматизации безналичных расчетов и, соответственно, отсутствием оперативной информации у Минфина России о движении бюджетных средств; конституционной реформой, в результате которой исполнение федерального бюджета перестало относиться к вопросам деятельности финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

Структура построения соответствует существующему административно-территориальному делению Российской Федерации. Организационно-функциональная структура содержит три уровня иерархии:

1-й уровень — Главное управление Федерального казначейства (ГУФК) Министерства финансов Российской Федерации.

2-й уровень — управления Федерального казначейства (УФК) по субъектам Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу.

3-й уровень — отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах.

Основными функциями ГУФК являются:

· осуществление сводного учета доходов и расходов федерального бюджета;

· управление движением средств на счетах казначейства;

· доведение информации о результатах исполнения федерального бюджета до высших исполнительных и законодательных органов власти;

· руководство работой нижестоящих органов казначейства, получение от них оперативной информации и отчетных данных о доходах и средствах федерального бюджета;

· обеспечение исполнения нижестоящими органами казначейства бюджета в соответствии с действующим законодательством.

Основной функцией Управления федерального казначейства (УФК) является обеспечение через нижестоящие органы казначейства исполнения всех решений о формировании доходной части и расходовании средств федерального бюджета.

Отделения Федерального казначейства по городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах возглавляются руководителями, назначаемыми на должность и освобождаемыми от должности руководителем УФК.


Основные функции ОФК:

· формирование доходной части федерального бюджета на соответствующей территории;

· обеспечение целевого финансирования расходов по бюджетополучателям;

· ведение учета операций по движению средств на счетах казначейства;

· представление вышестоящим органам казначейства информации об исполнении федерального бюджета.

Органам федерального казначейства открыты счета в подразделениях Центрального банка Российской Федерации и уполномоченных банках по учету средств федерального бюджета. Казначейские органы осуществляют краткосрочное прогнозирование исполнения доходов и расходов федерального бюджета. Они открывают и ведут лицевые счета бюджетных учреждений как учетные регистры на банковском счете по учету средств федерального бюджета. Кроме того, Казначейство России также осуществляет распределение бюджетных средств между бюджетами разного уровня, а также государственными внебюджетными фондами (например, различные виды акцизов, налог на добычу полезных ископаемых, единый социальный налог, единый налог при упрощенной системе налогообложения, единый налог на вмененный доход и т.д.). Федеральное казначейство осуществляет учет приходно-расходных операций (кассовое исполнение бюджетов), которые производятся кредитными организациями. Они также составляют оперативную, квартальную и годовую отчетность об исполнении федерального бюджета.

На предприятиях различных форм собственности управление финансами осуществляют планово-финансовые управления и отделы, которые составляют бизнес-планы, включающие в качестве составной части финансовые планы предприятий.

Отчеты об исполнении бюджетов составляются исполнительными органами власти всех уровней: Министерством финансов РФ, Министерствами финансов республик в составе России, финансовыми органами на местах, а также Федеральной налоговой службой.

Эти отчеты направляются соответствующим органам государственной власти. Отчет о федеральном бюджете РФ докладывается Федеральному Собранию, которое его утверждает.

Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.