Финансы организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги: социального характера, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т.п.

Некоммерческие организации обладают рядом характерных признаков:

— прибыль не является основной целью деятельности организации;

— прибыль не может быть распределена между участниками организации;

— некоммерческая организация может существовать в следующих организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и других формах, разрешенных законодательством.

В процессе своей хозяйственной деятельности некоммерческие организации вступают в разнообразные финансовые отношения:

— с трудовым коллективом в части распределение выручки от реализации продукции (работ, услуг), формирование и использование фондов оплаты труда, фондов целевого назначения (материального стимулирования, производственного и социального развития) в бюджетных учреждениях, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и в некоммерческих организациях иных организационно-правовых форм;

— с другими организациями и физическими лицами (учредителями, пайщиками, членами некоммерческих организаций, благотворителями, а также потребителями услуг, оказываемых на платных началах) в части формирования внебюджетных источников доходов — взносов учредителей, паевых и членских взносов, целевых поступлений, включая гранты, пожертвования, а также доходов от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

с государством по поводу уплаты единого социального налога, а также страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, уплачиваемых в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Материальными носителями финансовых отношений в некоммерческих организациях выступают финансовые ресурсы.

Финансовые ресурсы учреждений и организаций некоммерческого сектора экономики – это денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности.

Источники формирования финансовых ресурсов зависят от двух факторов – вида оказываемых услуг и характера (платного или бесплатного) их предоставления. Одни из услуг могут предоставляться потребителям только на бесплатных началах, другие – только на платных, а третьи – на сочетании тех и других.

Так, в сферах государственного управления, обороны страны, национальной безопасности, защите экологии, санитарно-эпидемиологических мероприятиях, где речь идет об оказании услуг обществу в целом, каждый гражданин и любое юридическое лицо получает их бесплатно, а единственным источником их финансирования выступают бюджетные средства.

Некоторые виды услуг в области культуры, искусства, юриспруденции предоставляются их потребителям только на платных началах. Это – услуги зрелищных предприятий (театров, кинотеатров, киноконцертных залов), работа выставок, нотариата, адвокатуры и др. Даже если этим предприятиям и организациям выделяются бюджетные средства, то предоставляются они эпизодически и в виде целевых дотаций.

Преобладающую массу услуг составляют услуги, имеющие индивидуальную форму. Это услуги социально-культурного характера (образование, здравоохранение, социальное обеспечение, культура, искусство, средств массовой информации). Они исключительно разнообразны и имеют различные источники финансирования. Конкретный состав финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социально-культурных потребностей, зависит, прежде всего, от характера самих потребностей. Здесь можно выделить три группы:

1) потребности, имеющие огромное значение для всего общества, а потому их удовлетворение не должно зависеть от уровня получаемого каждым гражданином дохода и должно гарантироваться Конституцией страны (например, потребность граждан в начальном и среднем образовании). Источником финансирования этих потребностей выступают общегосударственные финансовые ресурсы, выделяемые из бюджетных и внебюджетных (социального назначения) фондов;

2) потребности, имеющие общественно значимый характер, но в силу ограниченности общегосударственных ресурсов обеспечивающиеся лишь в пределах необходимого минимума за счет средств государственного бюджета. Примером таких потребностей может служить минимальный уровень медицинского обслуживания населения, средний уровень образования, установленная норма социального обеспечения граждан и т.п.;

3) индивидуальные потребности граждан, связанные с их отдыхом и охраной здоровья, обеспеченностью жильем и др.

В настоящее время для финансирования учреждений и организаций, оказывающих разнообразные услуги социально-культурного характера, используются следующие источники:

бюджетные средства, выделяемые учреждениям и организациям на основе установленных нормативов. Нормативы должны быть ориентированы на конечные результаты деятельности социально-культурных учреждений соответствующего профиля: по школам – на содержание одного учащегося, по больницам – на лечение одного больного, по детским дошкольным учреждениям – на содержание одного ребенка и т.д.;

денежные средства государственных и муниципальных, частных предприятий, общественных организаций, граждан, поступающие за выполненные работы (услуги), проведенные платные мероприятия согласно заключенным с юридическими лицами договорам и заказам населения;

поступления от оказания платных услуг населению и другим потребителям (от проведения различных смотров, конкурсов, фестивалей, продажи билетов на зрелищные представления и т.д.) и продажи изделий собственного производства (например, лекарственных средств, медицинских препаратов, продукции учебно-производственных мастерских и др.);

выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования; добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности, поступающие от государственных предприятий, общественных организаций, благотворительных и других общественных фондов, отдельных граждан (включая средства попечителей);

прочие денежные поступления.

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов (доход) учреждения; используются они на выплату заработной платы, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, расчеты с другими организациями и банками, создание фондов экономического стимулирования.

Все учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, если они имеют самостоятельный баланс и расчетный счет, имеют право пользоваться банковским кредитом.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в некоммерческих организациях осуществляется по-разному, в зависимости от методов ведения хозяйства.


Различают сметное финансирование и полную самоокупаемость.

Под сметным финансированием понимается предоставление средств из бюджетов разных уровней для покрытия затрат бюджетных учреждений в соответствии с утвержденной сметой. При сметном финансировании основные услуги потребителям предоставляются бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов выступают бюджетные средства, предусматриваемые в смете расходов и доходов (по некоторым учреждениям социально-культурного назначения продолжает составляться смета расходов).

Этот метод применяется в таких отраслях социально-культурной сферы, как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, а также при финансировании органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций обороны, правопорядка и безопасности государства. На сметном финансировании находятся в основном бюджетные учреждения.

Преобладающим источником финансирования бюджетных учреждений являлись бюджетные средства. Однако нарастание социальных проблем, снижение уровня и качества жизни основной части населения, уровня потребления материальных и социальных благ, растущий дефицит региональных и местных бюджетов, за счет которых финансируется преобладающее число бюджетных учреждений, приводит к необходимости поиска дополнительных внебюджетных источников финансирования.

Основные источники финансовых ресурсов бюджетных учреждений:

бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией;

поступления от оказания платных услуг населению;

выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;

выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду;

выручка от оказания посреднических услуг;

доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций;

— доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним;

— доходы от иных внереализационных операций (курсовые разницы при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.);

добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан.

Все расходы бюджетных учреждений делятся на две основные группы: текущие (расходы на оплату труда, начисления на фонд оплаты труда, приобретение продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, расходы на командировки и служебные разъезды, оплата коммунальных услуг, выплата стипендий) и капитальные расходы (затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря и т.д).

На началах самоокупаемости и самофинансирования функционируют те организации, затраты которых полностью возмещаются из выручки от реализации нематериальных благ и услуг. К ним относятся некоторые культурно-просветительные учреждения, отдельные медицинские учреждения, зрелищные предприятия, учреждения искусства и др. Формирование финансовых ресурсов таких организаций осуществляется, главным образом, за счет внебюджетных источников доходов (взносов учредителей, членских взносов, доходов от предпринимательской деятельности и др.), состав которых определяется целями и задачами деятельности организации, сформулированными в ее учредительных документах.

Бюджетных средств, главным образом в виде субсидий, предоставляются организации на расширение ее деятельности либо поступают в виде бюджетных ассигнований в рамках социально значимых программ.

Выручка таких организаций формируется на основе количества предоставленных услуг и цен на них (в театрально-зрелищных организациях — цены билета и количества зрителей, в вузах — количества студентов, обучающихся на платной основе, и стоимости обучения в год, и т.д.).

На этих принципах организуют свою деятельность многочисленные общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. Их финансовые взаимосвязи отличаются спецификой, обусловленной способом организации и характером деятельности самих общественных объединений. Добровольность создания общественных объединений приводит к тому, что основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы; использование ими бюджетных средств (формируемых из доходов налогоплательщиков) считается недопустимым.

Общественный характер деятельности исключает возможность использования собственности объединений для извлечения их членами индивидуальных доходов.

Формируемые финансовые ресурсы направляются на покрытие расходов, обусловленных уставом объединения.

Важной составной частью финансов некоммерческих организаций являются отношения, связанные с уплатой налогов. Так, бюджетные учреждения освобождены от уплаты земельного налога при осуществлении бюджетной деятельности. При исчислении налога на добавленную стоимость не подлежит налогообложению реализация некоторых видов медицинских услуг, услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемыми государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, услуг, оказываемых в сфере культуры и искусства и др.

При расчете налога на прибыль из налогооблагаемой базы исключаются средства целевого финансирования и целевые поступления. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, полученные гранты, а к целевым поступлениям на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности — пожертвования, имущество, переходящее учреждениям в порядке наследования, средства, полученные в рамках благотворительной деятельности и др.