ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ТИПЫ ИНФЛЯЦИИ

Инфляция проявляется в следующих формах:

1) росте цен на товары и услуги, причем неравномерном, приводящем к обесценению денег и снижению их покупательной способности;

2) понижении курса национальной валюты по отношению к ино­странной. Пример курса доллара США по отношению к рублю: 1991 г. – 0,90 руб.; 8 авг. 1996 г. – 5247 руб., 1 авг. 1998 г. – св. 6 руб. (6000 в ценах 1997 г.), сент. 1998 г. – от 15 до 20 рублей, июль 2002 г. – 31,52 руб., август 2004 г. – 29,7 руб. январь 2005 г. – 28,5 руб., рост до 34 и падение до 25 руб, январь 2010 – 29,3 руб.

3) увеличение цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

В зависимости от причин, которые преобладают, различают два типа инфляции: инфляцию спроса и инфляцию издержек производства. Ин­фляция спроса обычно возникает при избыточном спросе. Спрос на това­ры больше предложения возникает потому, что производство не в состоя­нии удовлетворить потребности населения. Такой избыток спроса ведет к росту цен. Инфляция спроса обусловлена:

1) милитаризацией экономики и ростом военных расходов, так как военную продукцию приобретает государство, и эта продукция не перехо­дит из рук в руки, что не требует отвлечения денег;

2) дефицитом бюджета и ростом государственного долга, так как по­крытие дефицита осуществляется государственными займами или эмисси­ей банкнот, что создает государству дополнительные средства и дополни­тельный спрос;

3) кредитной экспансией банков, так как расширение таких операций банками и другими учреждениями приводит к увеличению кредитных орудий обращения, повышающих спрос на товары и услуги;

4) притоком иностранной валюты в страну, так как она увеличивает общую денежную массу и, следовательно, и излишний спрос.

В целом инфляция спроса наблюдается, когда рост уровня цен про­исходит под влиянием общего роста совокупного спроса.

Инфляция издержек производства возникает по причинам:

1) снижения роста производительности труда за счет структурных колебаний или изменений в производстве, что увеличивает издержки на единицу продукции, уменьшает прибыль и в конечном итоге – сокращает предложение товаров; возрастают цены;

2) появления новых видов услуг с большим удельным весом зарпла­ты, что увеличивает цены на услуги;

3) повышения роста зарплаты при определенных обстоятельствах в результате активной деятельности профсоюзов. Компании в ответ на это раскручивают инфляционную спираль;

4) высоких косвенных налогов, включаемых в цену товаров, повы­шающих общий уровень издержек.

Оценку инфляции производят с помощью индекса цен по «рыночной корзине». В зависимости от темпов роста цен на рынке различают инфля­цию:

  • ползучую – ежегодные темпы 3-4 %:
  • галопирующую – ежегодные темпы 10-50 % (до 100 %);
  • гиперинфляцию – свыше 100 %, свойственную странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.