ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ

Безналичные расчеты и платежи осуществляются через платежную систему государства. Платежная система – это совокупность юридических, организационных, экономических, технологических, технических и информационных средств, обеспечивающих проведение расчетов и платежей между участниками платежной системы.

Существует семь определенных принципов организации безналичных расчетов. Их цель – обеспечить выполнение расчетов своевременно, надежно и эффективно.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и пла­тежей.

Гражданские правоотношения подразделяются на вещные (раздел 2 ГК РФ) и обязательные (раздел 3 ГК РФ). Рыночный оборот представляет по существу совокупность различных обязательных отношений. В литера­туре даже высказывается позиция, что безналичные расчеты – это не дви­жение денежных средств, в движение денежных обязательств. Главными законодательными источниками регулирования расчетов в России являются:J0222015

1) Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (1991 г.).

2) Гражданский кодекс РФ.

3) Гражданский процессуальный кодекс РФ.

4) Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Специальные законодательные и подзаконные акты включают:

5) Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 26 апреля 1995 г.

6) Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.

7) Положение о чеках, утвержденное постановлением Верховного Со­вета РФ от 13 февраля 1992 г.

8) Положение о простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г.

9) Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г.

Центральный банк России является главным регулирующим органом платежной системы. На него возложено обеспечение эффективного и бес­перебойного функционирования системы расчетов, для чего он:

1) устанавливает правила, сроки и стандарты осуществления расче­тов и применяемых документов;

2) координирует, регулирует и лицензирует организации расчетных систем, включая клиринговые.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве осуществляет­ся в соответствии с положением о безналичных расчетах в России от 9 ию­ля 1992 г. № 14 (с последующими дополнениями).

Основные недостатки, присущие правовой системе расчетов:

1) существенное отставание нормотворчества от динамики развития рынка денег;

2) недостаточное активное обновление правовых норм и замедлен­ное введение современных категорий. Это порождает определенный правовой риск.

Второй принцип

– осуществление расчетов по банковским счетам. Необходимой предпосылкой расчетов служит наличие счетов у получателя и плательщика. Согласно ст. 12 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик – безналичные расчеты производятся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт со­ответствующий счет. Для обслуживания между банком и клиентом заклю­чается договор банковского счета, в котором указываются ставки по кре­дитам и вкладам, стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Третий принцип

– поддержание ликвидности на уровне, обеспечи­вающем бесперебойное осуществление платежей.

Выполнение этого принципа обеспечивает четкое безусловное вы­полнение обязательств.


Все плательщики (как предприятия, так и банки) должны планировать поступления и списание средств со счетов, изыски­вать ресурсы (кредиты или продажа активов) для своевременного выпол­нения обязательств.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Реализуется применением платежного инструмента (чека, векселя, платежного поручения) с подписью владельца или путем специального ак­цепта документов, выписанных получателями средств.

Закон предусматривает случаи бесспорного списания средств (недоимок по налогам и другим обязательным платежам) на основании решения суда, а так же: за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип – срочность платежа. Значение принципа состоит в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров и оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателями в сроки, предусмотренный в договоре.

Сбои при этом ведут к нарушению круго­оборота средств, а в конечном итоге – к платежному кризису.

Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью со­вершения расчетов и соблюдением установленных положений о порядке их проведения.

Контроль может быть предварительным, текущим и последующим. Для этого акционерные обществам открытого типа, банки и другие кредитные учреждения и фонды, создающиеся за счет частных, общественных и госу­дарственных средств, обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчет­ность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным. Как показывает практика, контроль участников рыночных отношений в силу неразвитости финансового менеджмента должным образом не налажен.

Седьмой принцип – имущественной ответственности участников расчетов за несоблюдение договорных условий.

Суть принципа заключается в том, что нарушения договорных обяза­тельств обязательно влекут за собой применение гражданско-правовой от­ветственности в форме возмещения убытков, штрафов, пенни и иных мер ответственности. В связи с внедрением рыночных отношений в нашей стране принято большое число законов и подзаконных актов, среди кото­рых основное место занимают акты по усилению ответственности за на­рушение обязательств при осуществлении расчетов. Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются без участия банковских учреждений, спорные вопросы – в суде, третейском суде и в ар­битраже.

Однако проблема укрепления имущественной ответственности в процес­се организации расчетов остается одной из трудно разрешимых.

Еще не налажена четкая целостная система контроля за сферой рас­четов со стороны коммерческих и Центрального Банка, Министерства фи­нансов РФ, Государственной налоговой службы РФ, прокуратуры РФ и других органов.