Пенсионный фонд Российской Федерации
На долю Пенсионного фонда приходится почти 3/4 средств государственных социальных фондов. Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране.
Например, в настоящее время под воздействием демографического фактора (постарение населения) нагрузка на работающих возрастает.
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.
Первоочередная задача Пенсионного фонда – обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.
В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся:
— федеральные государственные служащие;
— военнослужащие;
— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;
— участники Великой Отечественной войны;
— нетрудоспособные граждане.
Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из следующих частей:
— базовой — фиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;
— страховой
— дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете;
— накопительной
— части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Базовая часть трудовой пенсии призвана обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая.
Выплата пенсии по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты.
Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников (табл. 11.1).
Таблица 11.1 – Источники финансирования Пенсионного фонда РФ
Источник финансирования |
Характеристика источника |
1 |
2 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
работодателей и лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством(-основной источник формирования доходов Пенсионного фонда Российской Федерации) |
Объектом обложения страховыми
взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, однако, в отличие от ставок единого социального налога тарифы страховых взносов для страхователей, производящих выплаты физическим лицам, дифференцируются не только в зависимости от размера облагаемой базы, но и от возраста застрахованных лиц: для финансирования страховой части трудовой пенсии; |
Отчисления от единого социального налога | Плательщиками единого
социального налога являются юридические и физические лица, производящие выплаты гражданам, индивидуальные предприниматели и адвокаты; объектом налогообложения являются вознаграждения физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам либо доходы от предпринимательской деятельности граждан; ставки единого социального налога дифференцированы по регрессивной шкале в зависимости от размера выплат, производимых в пользу застрахованных работников. |
Доходы
от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии |
К активам, разрешенным для размещения пенсионных
накоплений, отнесены государственные федеральные ценные бумаги, и субъектов Федерации, корпоративные облигации и акции российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, рублевые депозиты, денежные средства, в том числе иностранная валюта, на счетах в кредитных организациях. |
Средства федерального бюджета | За счет средств федерального бюджета, передаваемых
Пенсионному фонду РФ, производится финансирование выплат государственных пенсий и пособий федеральным государственным служащим, военнослужащим и членам их семей; участникам Великой Отечественной войны, социальных пенсий нетрудоспособным гражданам и некоторые другие виды расходов. |
Прочие источники | Добровольные взносы физических лиц и организаций; доходы от
размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; суммы пеней и иных финансовых санкций; другие источники, не запрещенных законодательством Российской Федерации). |
Размер взносов предприятий и организаций в Пенсионный фонд определяется ежегодно правлением фонда и утверждается законодательными органами власти.
Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, по всем основаниям, из которых начисляется пенсия. Срок оплаты страховых взносов для работодателей и граждан – 1 раз в месяц.
Аккумулируемые средства Пенсионного фонда направляются на следующие выплаты:
— по обязательному пенсионному страхованию – это выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение и т.п.);
— по государственному пенсионному обеспечению (пенсии государственным служащим, военнослужащим, социальные пенсии);
— на дополнительное пенсионное обеспечение (доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации);
— на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда (расходы на содержание органов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы);
— прочие расходы. Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепочку, состоящую из целого ряда звеньев – от назначения до выплаты пенсий. Это региональное отделение Пенсионного фонда – банк – управление социальной защиты населения субъекта РФ – районный (городской) орган социальной защиты – почта (Сбербанк) – пенсионер.
Фонд социального страхования Российской Федерации
Вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
В настоящее время через Фонд социального страхования Российской Федерации проводится два вида социального страхования: — социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти;
— социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются в форме федерального закона.
Основными задачами Фонда социального страхования являются:
· обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий;
· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
· осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;
· частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, финансирование лечебного питания, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей;
· разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
· организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.
Доходы Фонда социального страхования образуются за счет следующих источников:
— отчислений от единого социального налога; ставки единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, так же, как и для других внебюджетных фондов, дифференцированы по регрессивной шкале в зависимости от размера оплаты труда застрахованных работников;
— отчислений от сельхозналога;
отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения; поступают от предпринимателей, юридических или физических лиц, если их доход получен от деятельности, на которую распространяются указанные специальные налоговые режимы.
Процент отчисления от этих налогов в
Фонд социального страхования Российской Федерации устанавливается налоговым и бюджетным законодательством;
— страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; тарифы взносов по этому виду социального страхования устанавливаются в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях — к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору, и дифференцированы в зависимости от класса профессионального риска;
— средств федерального бюджета для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законодательством случаях; размер субвенций из федерального бюджета Фонду социального страхования Российской Федерации определяется ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
— доходов от размещения временно свободных средств Фонда(в виде процентов от капитализации свободных средств в государственные ценные бумаги или вклады на депозит);
— прочих поступлений (добровольных взносов физических и юридических лиц и т.д.);
Средства Фонда социального страхования направляются на:
— выплату гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и другие пособия,
— выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональным заболеваниям;
— оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
— частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
— частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
— создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;
— обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления и др.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
Введение обязательного медицинского страхования означает появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования – бюджетно-страховой.
В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными. За счет бюджетных средств обеспечивается финансирование здравоохранения в части неработающего населения (пенсионеров, безработных, студентов, детей, домохозяек и других категорий), а за счёт внебюджетных средств – работающих граждан.
В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые и осуществляют уплату страховых взносов за неработающую часть населения.
Во втором случае страхователями и плательщиками страховых взносов являются предприятия, граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица, лица свободных профессий.
Законодательство определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения и обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь в рамках базовой программы.
Средства обязательного медицинского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджетном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ (включая их филиалы), называемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ОМС). В отличие от других государственных социальных внебюджетных фондов система ОМС реализуется Федеральным и территориальными фондами ОМС, не зависимыми друг от друга в организационном плане.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом, территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ. Финансовые средства Федерального фонда находятся в государственной собственности РФ, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Основные задачи Федерального фонда:
· обеспечение реализации закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ»;
· обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
· участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;
· разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
В части управления финансами функции Федерального фонда ОМС заключаются главным образом в том, чтобы наряду с финансированием целевых программ в рамках ОМС через финансирование программ ОМС на местах выравнивать условия деятельности территориальных фондов. Федеральный фонд ОМС в объеме базовой программы ОМС выделяет дотации и субвенции территориальным фондам, у которых собственные доходы не покрывают расходы по программе ОМС.
При определении размеров субвенций применяется утвержденный правлением Федерального фонда перечень оценочных критериев, который включает:
1) степень реализации Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» – наличие утвержденной в установленном порядке территориальной программы обязательного медицинского страхования, обеспеченность ее источниками финансирования;
2)эффективность использования финансовых средств участниками системы ОМС;
3) наличие фактов изъятия и нецелевого использования средств ОМС по решениям региональных властей и местных администраций;
4) дотационность бюджета субъекта РФ;
5) комплексный показатель здоровья населения.
Федеральный фонд также финансирует целевые программы развития ОМС.
Финансовые средства, которые аккумулирует Федеральный фонд ОМС, включают в себя:
— отчисления от единого социального налога;
— отчисления от единого налога при упрощенной системе налогообложения;
— отчисления от сельхозналога;
— отчисления от единого налога на вмененный доход;
— доходы от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
в соответствии с Уставом Фонда временно свободные средства размещаются в банковские депозиты и высоколиквидные государственные ценные бумаги;
— средства федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;
— прочие поступления (добровольных взносов юридических и физических лиц).
Начисление страховых взносов осуществляется по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом.
Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.
Доходы территориальных фондов формируются за счет:
— отчислений от единого социального налога;
— отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения;
— поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;
— доходов от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса;
— поступлений средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов;
— поступлений из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров.
Средства нормированного страхового запаса резервируются на случай критических ситуаций с финансированием программ обязательного медицинского страхования.
Расходы территориальных фондов ОМС направляются на:
— финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования, включая расходы на ведение дела страховых медицинских организаций;
— выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами);
— формирование нормированного страхового запаса;
— финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.