Социальные внебюджетные фонды

Пенсионный фонд Российской Федерации

На долю Пенсионного фонда приходится почти 3/4 средств государственных социальных фондов. Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране.

Например, в настоящее время под воздействием демографического фактора (постарение населения) нагрузка на работающих возрастает.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств.

Первоочередная задача Пенсионного фонда – обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен.

В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся:

— федеральные государственные служащие;

— военнослужащие;

— граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

— участники Великой Отечественной войны;

— нетрудоспособные граждане.

Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из следующих частей:

базовойфиксированной части, устанавливаемой в твердой сумме, размер которой дифференцируется в зависимости от вида пенсии (по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца), установленной группы инвалидности и наличия иждивенцев;

страховой

— дифференцированной части, зависящей от результатов труда застрахованного лица, отражаемых на его индивидуальном лицевом счете;

накопительной

части, исчисляемой из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Базовая часть трудовой пенсии призвана обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая.

Выплата пенсии по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с разграничением источников, за счет которых финансируются данные выплаты.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет следующих источников (табл. 11.1).

Таблица 11.1 – Источники финансирования Пенсионного фонда РФ

Источник финансирования

Характеристика источника

1

2

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

работодателей и

лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством(-основной источник формирования доходов Пенсионного фонда Российской

Федерации)

Объектом обложения страховыми

взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и

налоговая база по единому социальному налогу, однако, в отличие от ставок

единого социального налога тарифы страховых взносов для

страхователей, производящих выплаты физическим лицам, дифференцируются

не только в зависимости от размера облагаемой базы, но и от возраста

застрахованных лиц: для финансирования страховой части трудовой пенсии;

Отчисления от единого социального налога Плательщиками единого

социального налога являются юридические и физические лица, производящие

выплаты гражданам, индивидуальные предприниматели и адвокаты; объектом

налогообложения являются вознаграждения физическим лицам по

трудовым и гражданско-правовым договорам либо доходы от предпринимательской

деятельности граждан; ставки единого социального налога дифференцированы

по регрессивной шкале в зависимости от размера выплат,

производимых в пользу застрахованных работников.

Доходы

от размещения сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии

К активам, разрешенным для размещения пенсионных

накоплений, отнесены государственные федеральные ценные бумаги, и субъектов

Федерации, корпоративные облигации и акции российских эмитентов, ипотечные

ценные бумаги, рублевые депозиты, денежные средства, в том числе иностранная

валюта, на счетах в кредитных организациях.

Средства федерального бюджета За счет средств федерального бюджета, передаваемых

Пенсионному фонду РФ, производится финансирование выплат государственных пенсий

и пособий федеральным государственным служащим, военнослужащим и членам их семей;

участникам Великой Отечественной войны, социальных пенсий нетрудоспособным гражданам

и некоторые другие виды расходов.

Прочие источники Добровольные взносы физических лиц и организаций; доходы от

размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного

пенсионного страхования; суммы пеней и иных финансовых санкций; другие

источники, не запрещенных законодательством Российской Федерации).

Размер взносов предприятий и организаций в Пенсионный фонд определяется ежегодно правлением фонда и утверждается законодательными органами власти.

Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда, по всем основаниям, из которых начисляется пенсия. Срок оплаты страховых взносов для работодателей и граждан – 1 раз в месяц.

Аккумулируемые средства Пенсионного фонда направляются на следующие выплаты:

по обязательному пенсионному страхованию – это выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение и т.п.);

— по государственному пенсионному обеспечению (пенсии государственным служащим, военнослужащим, социальные пенсии);

— на дополнительное пенсионное обеспечение (доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации);

на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда (расходы на содержание органов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы);

прочие расходы. Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепочку, состоящую из целого ряда звеньев – от назначения до выплаты пенсий. Это региональное отделение Пенсионного фонда – банк – управление социальной защиты населения субъекта РФ – районный (городской) орган социальной защиты – почта (Сбербанк) – пенсионер.

Фонд социального страхования Российской Федерации

Вторым по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ. Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

В настоящее время через Фонд социального страхования Российской Федерации проводится два вида социального страхования: — социальное страхование на случай нетрудоспособности в результате общего заболевания, материнства и смерти;

социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Бюджет Фонда социального страхования РФ и отчет о его исполнении утверждаются в форме федерального закона.

Основными задачами Фонда социального страхования являются:

· обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и других пособий;

· участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

· осуществление мер для обеспечения финансовой устойчивости Фонда, в том числе создание резерва;

· частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, финансирование лечебного питания, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей;

· разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

· организация разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования.

Доходы Фонда социального страхования образуются за счет следующих источников:

— отчислений от единого социального налога; ставки единого социального налога, зачисляемого в Фонд социального страхования, так же, как и для других внебюджетных фондов, дифференцированы по регрессивной шкале в зависимости от размера оплаты труда застрахованных работников;

отчислений от сельхозналога;

отчислений от единого налога по специальным режимам налогообложения; поступают от предпринимателей, юридических или физических лиц, если их доход получен от деятельности, на которую распространяются указанные специальные налоговые режимы.


Процент отчисления от этих налогов в

Фонд социального страхования Российской Федерации устанавливается налоговым и бюджетным законодательством;

— страховых взносов субъектов хозяйствования по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; тарифы взносов по этому виду социального страхования устанавливаются в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях — к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору, и дифференцированы в зависимости от класса профессионального риска;

средств федерального бюджета для покрытия расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим в результате радиационных аварий и их последствий, а также в других установленных законодательством случаях; размер субвенций из федерального бюджета Фонду социального страхования Российской Федерации определяется ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

доходов от размещения временно свободных средств Фонда(в виде процентов от капитализации свободных средств в государственные ценные бумаги или вклады на депозит);

прочих поступлений (добровольных взносов физических и юридических лиц и т.д.);

Средства Фонда социального страхования направляются на:

— выплату гарантированных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение и другие пособия,

— выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональным заболеваниям;

оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);

частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;

частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости Фонда на всех уровнях;

обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления и др.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Введение обязательного медицинского страхования означает появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования – бюджетно-страховой.

В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными. За счет бюджетных средств обеспечивается финансирование здравоохранения в части неработающего населения (пенсионеров, безработных, студентов, детей, домохозяек и других категорий), а за счёт внебюджетных средств – работающих граждан.

В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые и осуществляют уплату страховых взносов за неработающую часть населения.

Во втором случае страхователями и плательщиками страховых взносов являются предприятия, граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица, лица свободных профессий.

Законодательство определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения и обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь в рамках базовой программы.

Средства обязательного медицинского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджетном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ (включая их филиалы), называемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ОМС). В отличие от других государственных социальных внебюджетных фондов система ОМС реализуется Федеральным и территориальными фондами ОМС, не зависимыми друг от друга в организационном плане.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом, территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ. Финансовые средства Федерального фонда находятся в государственной собственности РФ, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Основные задачи Федерального фонда:

· обеспечение реализации закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ»;

· обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

· участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;

· разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

В части управления финансами функции Федерального фонда ОМС заключаются главным образом в том, чтобы наряду с финансированием целевых программ в рамках ОМС через финансирование программ ОМС на местах выравнивать условия деятельности территориальных фондов. Федеральный фонд ОМС в объеме базовой программы ОМС выделяет дотации и субвенции территориальным фондам, у которых собственные доходы не покрывают расходы по программе ОМС.

При определении размеров субвенций применяется утвержденный правлением Федерального фонда перечень оценочных критериев, который включает:

1) степень реализации Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» – наличие утвержденной в установленном порядке территориальной программы обязательного медицинского страхования, обеспеченность ее источниками финансирования;

2)эффективность использования финансовых средств участниками системы ОМС;

3) наличие фактов изъятия и нецелевого использования средств ОМС по решениям региональных властей и местных администраций;

4) дотационность бюджета субъекта РФ;

5) комплексный показатель здоровья населения.

Федеральный фонд также финансирует целевые программы развития ОМС.

Финансовые средства, которые аккумулирует Федеральный фонд ОМС, включают в себя:

отчисления от единого социального налога;

— отчисления от единого налога при упрощенной системе налогообложения;

— отчисления от сельхозналога;

— отчисления от единого налога на вмененный доход;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;

в соответствии с Уставом Фонда временно свободные средства размещаются в банковские депозиты и высоколиквидные государственные ценные бумаги;

средства федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

прочие поступления (добровольных взносов юридических и физических лиц).

Начисление страховых взносов осуществляется по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

Доходы территориальных фондов формируются за счет:

отчислений от единого социального налога;

отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения;

поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;

доходов от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса;

поступлений средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов;

поступлений из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров.

Средства нормированного страхового запаса резервируются на случай критических ситуаций с финансированием программ обязательного медицинского страхования.

Расходы территориальных фондов ОМС направляются на:

финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования, включая расходы на ведение дела страховых медицинских организаций;

— выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами);

— формирование нормированного страхового запаса;

— финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.