Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования.
Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики. Бюджет строится по балансовому методу, его расходы должны быть равны доходам. В случае невыполнения этого принципа имеет место бюджетный дефицит, который определяется как превышение расходов над доходами. В случае превышения доходов над расходами наблюдается явление бюджетного профицита.
Дефицит бюджета может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финансового года. Он выявляется в случаях отклонения по каким-либо причинам макроэкономических условий, в которых проходило исполнение бюджета, от условий его составления и утверждения. Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет. Он порождается высокими непроизводительными расходами в период ведения войн и подготовки к ним, экономической и политической нестабильностью в переходный период, неэффективностью экономической системы, ошибками в экономической политике, ведущие к сокращению налоговой базы.
Различают структурный и циклический бюджетный дефицит (профицит). Государство, использующее финансы в качестве инструмента регулирования экономики, может сознательно пойти на увеличение бюджетных расходов или снижение налоговой нагрузки на предпринимателей.
В этом случае неизбежно появление структурного бюджетного дефицита. Циклический дефицит бюджета вызывается в первую очередь сокращением налоговой базы в условиях падения производства в фазах экономического кризиса и депрессии и только во вторую очередь — желанием правительства компенсировать сокращение спроса путем увеличения государственных расходов.
Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит.
Активный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает в случае падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране.
Бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Как экономическая категория бюджетные отношения являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.
Бюджет выполняет:
— перераспределение ВВП;
— государственное регулирование и стимулирование экономики;
— финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;
— контроль над образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
По экономической сущности бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, по материальному содержанию – фонд денежных средств, по организационной форме – финансовый документ, утверждаемый в форме закона.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления.
Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля над поступлением и использованием бюджетных средств.
Перераспределительная функция бюджета проявляется через две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:
— образование доходов бюджета;
— использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Доходы и расходы бюджета обладают большим разнообразием, это обусловило необходимость их классификации. Бюджетная классификация представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней путем присвоения объектам классификации группировочных кодов и включает в себя:
— классификацию доходов бюджетов РФ;
— классификацию расходов бюджетов РФ;
— экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
— классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов РФ.