В последние два десятилетия в ряде развитых стран банковское дело вышло на новый качественный уровень. Этот уровень означает, что большая часть населения пользуется услугами банка. В таких странах, как Великобритания, Франция,
Германия почти 80 % населения имеют текущий счет в банке, а 95 % занятого населения пользуется услугами банка или кредитно-финансового института.
Примерно с начала 1970 гг. банки начали придавать особое значение в работе с клиентурой, как частной, так и торгово-промышленной. В работе с клиентами выделено два основных направления деятельности банков.
Первое – это качественное совершенствование действующих видов операций и услуг. Введены новые виды ссуд, например, для частных клиентов:
1) ссуда физическому лицу на покупку нового дома до момента продажи им своего старого дома;
2) ссуда на покупку дома лицам, не владеющим на момент выдачи ссуды другим видом недвижимости;
3) ссуда на ремонт, реставрацию или расширение дома его владельцем;
4) ссуда на потребительские цели или формирование личного кредитного плана;
5) ссуда под страховой полис;
6) ссуда с погашением в рассрочку;
7) ссуда частному лицу на необусловленные цели;
8) потребительская денежная ссуда с разовым погашением;
9) ссуда фермеру для улучшения земельных угодий;
10) ссуда на учебу или стажировку;
11) ссуда для начала и развития предпринимательской деятельности;
12) ссуда на покупку активов других фирм, и др.
В своей работе банки стараются не только модифицировать имеющиеся операции для удовлетворения своих клиентов, но и для привлечения новых.
Второе направление развития рынка банковских услуг — поиск и развитие банками принципиально новых, не применявшихся ранее операций для клиентов. Многие банки в связи с этим изменяют свои функции и вносят структурные изменения в организацию своей деятельности.