ДРУГИЕ ЭЛЕМЕНТЫ БАНКОВСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Аудит банковской деятельности также является частью банковской инфраструктуры.

Данный вид аудита обладает рядом особенностей, требующих создания специализированных аудиторских организаций. Так, при аудиторских проверках банков и других финансово-кредитных учреждений рассматриваются различные стороны экономической деятельности как самой кредитной системы, так и обслуживаемого хозяйства. Это налагает на аудиторов особую ответственность за качество обследований, объективность и достоверность выводов, так как результаты аудита являются основанием для подтверждения годового отчета, публикации баланса и общей оценки итогов деятельности кредитного института.

Итоги завершенных аудиторских проверок показывают, что важным условием успешной деятельности аудиторов является взаимная заинтересованность персонала проверяемого банка и проверяющих лиц в обеспечении достоверности учета и отчетности, в выявлении и устранении причин, не позволяющих обследуемому банку достичь высокой эффективности деятельности. В свою очередь, аудитор должен обладать высоким профессионализмом, быть объективным и честным, доброжелательным и лояльным по отношению к проверяемым, уметь соблюдать коммерческую тайну и др.

Невозможно существование банковской системы без банковского рынка. На этом рынке происходит концентрация банковских ресурсов и осуществляется торговля банковскими продуктами. Период становления банковской системы в нашей стране характеризовался экономическим кризисом и инфляционными процессами, поэтому аккумулировать крупные денежные ресур­сы с последующим их инвестированием было довольно затруднительно. Например, в 1996 г. более 40 % отечественных предприятий были убыточ­ными. Поэтому остатки денежных средств на их счетах и счетах граждан, аккумулированных банками, были незначительными. Такое состояние никак не могло способствовать развитию банков­ской системы, и на рынке банковского продукта торговля различного рода кредитами не занимала достаточной позиции. Это особенно относится к таким периодам, как кризис межбанковских кредитов августа 1995 г.


и кризис отечественной банковской системы осени 1998 г. Поэтому недостаточ­ные мощности технической базы банков и в современный период несколько сдерживают развитие новых ус­луг, связанных с кредитными карточками и электронными платежами.

Во всякой развитой стране с развитой банковской инфраструктурой имеет место межбанковский клиринг, представляющий собой систему безналичных расчетов между банками, проводимых через единые расчетные центры. Банки могут осуществлять взаиморасчеты без клиринговой системы, открыв корреспондентские счета друг у друга.

Но такая система расчетов пригодна только для тех стран, потребности которых могут удовлетворять небольшое количество банков при небольших объемах платежей, проходящих через эту сеть. Клиринговая же система базируется на том, что все банки выполняют примерно одни и те же функции, имеют аналогичную систему бухгалтерского учета, что отражается в однотипном потоке документов.

Современное развитие автоматизированных систем самообслуживания клиентов банка достигло качественно нового уровня, при котором большинство традиционных банковских операций может выполняться в автоматизированном режиме. Такой режим обслуживания позволяет клиентам банков простаивать в очереди, чтобы пополнить свой счет, снять наличные, обменять валюту, оплатить счета поставщиков услуг, оформить банковский перевод и др.

Прогноз развития показывает, что почти вся деятельность операционного подразделения может быть реализована в режиме системы самообслуживания, вне банка за счет мини-офисов. Также в мини-офисах могут успешно реализоваться «легкие» банковские продукты. Развитие автоматизированного режима требует решения таких комплексных задач, как строительство, автоматизация, обеспечение безопасности, эффективный маркетинг, организация бизнес-процессов и др. Банковская инфраструктура становится значимым элементом муниципальной инфраструктуры.