Доходы и расходы бюджета

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет.

Сущность бюджетных доходов заключается, с одной стороны, в том, что бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта, с другой, в том, что они служат объектом дальнейшего распределения сконцентрированных в руках государства ресурсов.

Состав бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств зависят от системы и методов хозяйствования.

Формирование федерального бюджета, бюджета субъекта федерации и бюджета муниципального образования осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и других доходов.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с физическими и юридическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог можно рассматривать в качестве экономической категории с присущими ей тремя функциями – фискальной, регулирующей и стимулирующей. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Принципы функционирования налоговой системы:

· разумное сочетание прямых и косвенных налогов (прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика; косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем);

· универсализация налогообложения, которая обеспечивает одинаковый для всех налогоплательщиков подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника получения дохода, сферы и отрасли экономики;

· однократность обложения, состоящая в том, что один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за определенный законом период;

· дифференциация ставок налогообложения в зависимости от уровня доходов;

· стабильность ставок налогообложения, действующих в течение довольно длительного периода;

· простота исчисления платежа;

· четкое разделение налогов по уровням государственного управления: федеральные, республиканские (включая налоги краев, областей, автономных образований) и местные;

· использование системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно реализующих принцип социальной справедливости;

· научный подход к определению конкретной величины ставки налога, состоящий в обосновании той доли изъятия, которая позволит субъекту налога иметь доход, обеспечивающий ему нормальное развитие.

Структура доходов местного бюджета на 2006 год приведена в таблице 5.1.

Таблица 5.1 — Структура доходов местного бюджета на 2006 год

Вид дохода Сумма, тыс.

р.

Уд. вес, %
1.Налоговые

доходы, всего, в том числе:

1131900 36,8
1.1 Налог на

прибыль (доход) организаций

738150 24,0
1.2 Налог на

совокупный доход

173357 5,6
1.3 Налог на

имущество

188453 6,1
1.4 Налоги,

сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

2 0,00006
1.5 Госпошлина 15538 0,5
1.6

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

1000 0,03
1.7 Платежи

за пользование природными ресурсами

15400 0,5
2.

Неналоговые доходы

1941990 63,2
2.1 Доходы

от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

266174 8,7
2.2 Доходы

от оказания платных услуг и компенсация затрат государства

39053 1,3
2.3 Доходы

от продажи материальных и нематериальных активов

45551 1,5
2.4 Штрафы,

санкции, возмещение ущерба

24847 0,8
2.5 Прочие

неналоговые доходы

4416 0,1
2.6

Безвозмездные перечисления

1437992 46,8
2.7 Доходы

от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности

123957 4,0
Всего

доходов

3073890 100

Основными доходными источниками местных бюджетов являются безвозмездные перечисления (46,8 %) и отчисления от налога на прибыль организаций (36,8 %).


При этом в общей структуре доходных источников преобладают неналоговые доходы (63,2 %).

Согласно Бюджетному кодексу РФ утвержденный объем доходов бюджета муниципального образования без учета финансовой помощи бюджетов других уровней бюджетной системы РФ не может быть ниже утвержденного объема текущих расходов бюджета, и должен не менее чем в 10 раз превышать уровень дефицита местного бюджета (ст. 92 БК РФ).

Финансовую основу муниципальных образований составляют также местные внебюджетные фонды. Муниципальные внебюджетные фонды фонды денежных средств, образуемые вне бюджетов муниципальных образований и предназначенные для реализации отдельных потребностей местного сообщества (обеспечение природоохранных мероприятий, охраны памятников истории и культуры и др.).

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В расходах бюджета находят свое выражение две стороны единого распределительного процесса: разделение бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования.

Поступившие в федеральный бюджет средства направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из федерального бюджета финансируются расходы на содержание федеральных органов законодательной и исполнительной власти, федеральной судебной системы, на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; исследование и использование космического пространства. Осуществляется государственная поддержка атомной энергетики; конверсия оборонной, угольной промышленности, железнодорожного, воздушного и морского транспорта. Финансируется деятельность учреждений образования, здравоохранения, культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности. Обеспечивается функционирование средств массовой информации Российской Федерации и т.д.

Основной объем расходов федерального бюджета приходится на помощь нижестоящим бюджетам, национальную оборону и правоохранительную деятельность.

Расходы региональных (местных) бюджетов во многом зависят от бюджетной политики, проводимой в государстве, от степени децентрализации управления социальной сферой. Это является решающим фактором, влияющим на объем финансовых ресурсов, проходящих по каналам региональных бюджетов, на их удельный вес в общегосударственных бюджетных расходах.

Важнейшей статьей расходов региональных (местных) бюджетов являются ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водо-канализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство).

Из региональных (местных) бюджетов финансируются расходы на содержание местных органов власти, правопорядка. За счет средств бюджетов субъектов РФ обеспечиваются:

государственная поддержка приоритетных для региона отраслей экономики (преимущественно сельское хозяйство, пищевая и легкая промышленность); государственная поддержка пригородного транспорта; социальной сферы. Осуществляется финансовая поддержка муниципальных образований на территории данного субъекта РФ; финансирование выборов и референдумов субъектов РФ; обслуживание государственного долга субъектов РФ и т.д.

Средства местных бюджетов направляются на осуществление следующих видов расходов:

по решению вопросов местного значения, находящихся в компетенции органов местного самоуправления данного муниципального образования (первая группа расходов);

— по реализации делегированных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий (вторая группа расходов);

— по осуществлению полномочий, делегированных другими органами местного самоуправления (третья группа расходов).

Органы местного самоуправления могут инвестировать средства местных бюджетов в уставный капитал организаций, передавать бюджетные средства в управление, предоставлять бюджетные ссуды на покрытие кассовых разрывов других бюджетов.

Между тем размещение бюджетных средств на банковских депозитах Бюджетным кодексом РФ не допускается (ст. 237 БК РФ).