Бюджетный процесс

Совокупность действий исполнительных и представительных органов государственной власти и местного самоуправления, других участников бюджетного процесса по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой называется бюджетным процессом.

Под финансово-бюджетной политикой понимается совокупность действий и мероприятий, проводимых органами государственной власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органов денежно-кредитного регулирования.

В Российской Федерации продолжительность бюджетного процесса значительно больше продолжительности бюджетного периода (то есть времени процесса исполнения бюджета).

Осуществляют бюджетный процесс органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями. Такими полномочиями наделены: органы представительной и исполнительной власти; финансовые и налоговые органы; органы денежно-кредитного регулирования; кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов; главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств; государственные целевые внебюджетные фонды.

Все перечисленные выше органы являются участниками бюджетного процесса, который включает следующие стадии:

1) составление проекта бюджета;

2) рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

3) исполнение бюджета в течение бюджетного года;

4) анализ и контроль исполнения бюджета.

1. Составление проекта бюджета

Главная задача разработки проекта бюджета – определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти.

Составление проекта бюджета является прерогативой Правительства РФ, исполнительных органов власти субъектов РФ и муниципальных образований. Стадия составления проекта бюджета начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Главный источник информации при составлении проекта бюджета – прогноз социально-экономического развития государства и территории, который в свою очередь разрабатывается на основе данных экономического и социального развития территории, тенденции развития. Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются: объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год; темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году; уровень инфляции (темп роста цен) (декабрь очередного финансового года к декабрю текущего года).

С 15 июля по 15 августа года, предшествующего очередному финансовому году, Правительство Российской Федерации рассматривает:

1) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу;

2) проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год;

3) другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу.

После изучения этих документов и работы с ними правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.

2. Рассмотрение и утверждение проекта бюджета

До 1 октября года, предшествующего планируемому, Правительство РФ представляет в Государственную Думу (кроме вышеперечисленных документов):

1) поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год;

2) оценку ожидаемого исполнения бюджета;

3) программу предоставления средств федерального бюджета на планируемый год на возвратной основе по каждому виду расходов.

Правительство Российской Федерации до 1 августа текущего финансового года вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год.

Одновременно Центральный банк до 26 августа предоставляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на планируемый год, предварительно согласованной с Президентом РФ и Правительством РФ.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.

В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Совет Государственной Думы или, в период парламентских каникул, Председатель Государственной Думы направляет его в Комитет по бюджету и налогам. Рассмотрение в комитетах Государственной Думы поступивших материалов по проекту бюджета проводится депутатами совместно с приглашаемыми для этой работы экономистами, учеными, представителями министерств.

Совет Думы выносит решение о принятии законопроекта к рассмотрению нижней палатой либо его возвращении в Правительство РФ на доработку.

После рассмотрения проекта бюджета в комитетах он направляется на обсуждение в Госдуму, которая теперь может обсуждать его в четырех чтениях.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.


При рассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. В случае отклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный федеральный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

3. Исполнение бюджета

После утверждения бюджета и подписи федерального бюджета Президентом РФ начинается исполнение бюджета. Кабинет министров РФ по согласованию с исполнительными нижестоящими органами организует порядок исполнения бюджета. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной частей бюджета. При исполнении бюджета большое значение имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного федерального бюджета, осуществляемого по бюджетной росписи доходов и расходов.

Исполнение бюджета основано на следующих принципах:

1) единства кассы, предусматривающий зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с этого счета;

2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете;

3) полного и своевременного поступления в бюджет доходов в разрезе отдельных источников.

Существует понятие «кассового» исполнения бюджета, которое представляет собой совокупность процедур, обеспечивающих прием доходов, распределение и зачисление их на счета соответствующих бюджетов, хранение и выдачу бюджетных средств на осуществление расходов и ведение учета и отчетности. Кассовое исполнение федерального бюджета РФ возложено на Федеральное казначейство. Ему принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета. Единый счет федерального бюджета – он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке.

Казначейское исполнение бюджета предполагает регистрацию поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдачу разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей через органы Федерального казначейства.

4. Анализ бюджета В ходе бюджетного года и по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета. Для проведения анализа бюджета они используют определенны методы и инструментарий. Наиболее простой метод – сравнение, когда бюджетные показатели отчетного года сравниваются либо с плановыми, либо с показателями предыдущего года (базисными). По методу группировки показатели группируются и сводятся в таблицы. Это позволяет проводить аналитические расчеты, обнаруживать тенденции развития отдельных явлений. Метод цепных подстановок, или элиминирования, заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Примером бюджетного анализа может служить метод анализа устойчивости территориального бюджета.

Уровень устойчивости территориального бюджета может определяться объемом средств, необходимым для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Минимальные бюджетные расходы – понятие, неоднократно отраженное в законодательных актах. Это средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения.

Устойчивость бюджета характеризуется четырьмя типами его состояния:

1) абсолютно устойчивым:

Рм < Дс + Др,

где

Рм – минимальные расходы бюджета; Дс, Др – собственные и регулирующие доходы бюджета соответственно.

2) нормальным:

Рм = Дс + Др;

3) неустойчивым:

Рм = Дс + Др + Дд,

где Дд – дополнительно привлеченные финансовые ресурсы;

4) кризисным:

Рм > Дс + Др.