Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации

Введение обязательного медицинского страхования означает появление новой формы социального страхования и переход здравоохранения к смешанной системе финансирования – бюджетно-страховой.

В соответствии с этой системой бюджетный источник финансирования дополняется внебюджетными. За счет бюджетных средств обеспечивается финансирование здравоохранения в части неработающего населения (пенсионеров, безработных, студентов, детей, домохозяек и других категорий), а за счёт внебюджетных средств – работающих граждан.

В первом случае страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, которые и осуществляют уплату страховых взносов за неработающую часть населения.

Во втором случае страхователями и плательщиками страховых взносов являются предприятия, граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица, лица свободных профессий.

Законодательство определяет правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения и обеспечивает конституционное право граждан на медицинскую помощь в рамках базовой программы.

Средства обязательного медицинского страхования аккумулируются в Федеральном внебюджетном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ (включая их филиалы), называемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ОМС). В отличие от других государственных социальных внебюджетных фондов система ОМС реализуется Федеральным и территориальными фондами ОМС, не зависимыми друг от друга в организационном плане.

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования определяются как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется в соответствии с его Уставом, территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденными исполнительными органами субъектов Российской Федерации.

Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, подотчетным Правительству РФ. Финансовые средства Федерального фонда находятся в государственной собственности РФ, являются целевыми, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Основные задачи Федерального фонда:

· обеспечение реализации закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в РФ»;

· обеспечение прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

· участие в разработке и осуществлении государственной финансовой политики в области обязательного медицинского страхования;

· разработка и осуществление комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.

В части управления финансами функции Федерального фонда ОМС заключаются главным образом в том, чтобы наряду с финансированием целевых программ в рамках ОМС через финансирование программ ОМС на местах выравнивать условия деятельности территориальных фондов. Федеральный фонд ОМС в объеме базовой программы ОМС выделяет дотации и субвенции территориальным фондам, у которых собственные доходы не покрывают расходы по программе ОМС.

При определении размеров субвенций применяется утвержденный правлением Федерального фонда перечень оценочных критериев, который включает:

1) степень реализации Федерального закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» – наличие утвержденной в установленном порядке территориальной программы обязательного медицинского страхования, обеспеченность ее источниками финансирования;

2)эффективность использования финансовых средств участниками системы ОМС;

3) наличие фактов изъятия и нецелевого использования средств ОМС по решениям региональных властей и местных администраций;

4) дотационность бюджета субъекта РФ;

5) комплексный показатель здоровья населения.

Федеральный фонд также финансирует целевые программы развития ОМС.

Финансовые средства, которые аккумулирует Федеральный фонд ОМС, включают в себя:

отчисления от единого социального налога;

— отчисления от единого налога при упрощенной системе налогообложения;

— отчисления от сельхозналога;

— отчисления от единого налога на вмененный доход;

доходы от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;

в соответствии с Уставом Фонда временно свободные средства размещаются в банковские депозиты и высоколиквидные государственные ценные бумаги;

средства федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования;

прочие поступления (добровольных взносов юридических и физических лиц).

Начисление страховых взносов осуществляется по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом.

Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Расходы на управление Фондом включают расходы на компьютеризацию системы обязательного медицинского страхования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научные исследования, проведение региональных совещаний и конференций, международное сотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержание аппарата Фонда.

Доходы территориальных фондов формируются за счет:

отчислений от единого социального налога;

отчисления от единого налога по специальным режимам налогообложения;

поступлений из территориальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающее население;

доходов от размещения временно свободных денежных средств и нормированного страхового запаса;

поступлений средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов;

поступлений из Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающих пенсионеров.

Средства нормированного страхового запаса резервируются на случай критических ситуаций с финансированием программ обязательного медицинского страхования.

Расходы территориальных фондов ОМС направляются на:

финансирование территориальной программы обязательного медицинского страхования, включая расходы на ведение дела страховых медицинских организаций;

— выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами);

— формирование нормированного страхового запаса;

— финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения.